UNDERDARK | АНДЕРДАРК
"В Андердарке нельзя увидеть паутину. Ты чувствуешь её, слишком поздно, она щекочет и чешется, и может быть, перед смертью ты закричишь от страха или отвращения.
Но ты не увидишь паутину.
Как и пауков, или других созданий, устроивших ловушки для заблудших глупцов, которые отправились туда, где им не место.
Но других мало. Немногие чувствуют себя как дома в Андердарке, и здешние жители считают мрак союзником в их собственном коварстве.
Здесь дворфы-дуэргары вгрызаются в камень, с силой ненависти размахивая кирками. Они постоянно рычат и ругаются, и каждая искра от ударившего о камень металла высвечивает серые лица, застывшие в постоянном угрожающем оскале.
Здесь жуткие пещерные удильщики протягивают свои длинные щупальца, готовые схватить неосторожно посетителя и затащить его, беспомощно и жалко трепыхающегося, вверх по утёсу в нетерпеливую пасть.
Здесь великаны-бурые увальни роют норы, в камне или в чужой плоти — неважно.
Здесь огромные грибы собираются вместе и лелеют жуткие замыслы.
Здесь трепещут и скользят живые, разумные тени, холодные пальцы которых готовы задушить любого, владеющего теплом жизни.
Здесь ползуны притворяются землёй. Здесь пронзатели висят среди сталактитов. Любой, кого обнаружат эти чудовища, решит, что сам Андердарк ожил, чтобы поглотить его.
И во многих отношениях — не ошибётся.
А потом он, как и столь многие прежде, погибнет, будет сожран тенью.
Ведь это — Андердарк, где тени теснятся слишком близко, чтобы звать их тенями, где свет освещает носителя, а не дорогу перед ним, где с любыми охотничьими угодьями граничат другие охотничьи угодья, где настоящее везение — выбрать собственную смерть, пронзить собственное сердце собственным мечом, прежде чем щупальца зверя-обманщика стянут тебя с края или прежде чем паук прекратит невыносимо медленно высасывать соки из заключённого в плотный кокон тела.
Здесь часто бродят полные неутолимого гнева демоны, мастера убийства.
Здесь вечно спят бесшумные, не обладающие запахом и невидимые газы далёких волнений, готовые превратить высеченную кремнем искру в огненный шар, которому позавидовал бы архимаг Мензоберранзана.
Здесь зловещее биение далёкой капающей воды, единственный плящущий от камня к камню звук, усиляется абсолютной тишиной.
Здесь грохочут кости неупокоенных мертвецов, приведённые в движение тёмной магией мрачного места, готовые рвать и кусать в своём посмертии.
Да, это Андердарк, и здесь находится Мензоберранзан, Город Пауков, город тех, кто поклоняется демонической богине, именующей себя Паучьей Королевой.
Только глупец придёт сюда без приглашения.
Только глупец придёт сюда по приглашению.
Ведь здесь живут дроу, тёмные эльфы, властелины божественной и волшебной магии, мастера оружия, наделённого жестокими чарами Фаэрзресс, магической границы, что даёт жизнь Андердарку и соединяет его с землями демонов и дьяволов.
Да, здесь живут дроу, и они прекратят убивать друг друга лишь ради того, чтобы убить тебя."
© Р. Сальваторе, "Вне времени"
[картинка кликабельна и открывается в полный размер]
Андердарк, или Подземье - родина многих рас, таких как тёмные эльфы, микониды, свирфнеблины и дуэргары. Здесь всегда темно, а единственными источниками освещения являются причудливой формы кристаллы сталактитов и сталагмитов или гигантские фосфоресцирующие грибы. Красный свет - это почти наверняка угроза - именно так в инфракрасном спектре, доступном глубинным существам, выглядит живое, и этим же светом здесь горят глаза бесчисленных чудовищ. Шуметь здесь также противопоказано - мало того, что может вызвать обвал, так ещё и внимание хищников привлечёт. Чтобы выжить в Андердарке, надо учиться перемещаться быстро и незаметно. Одними из лучших в данном мастерстве являются дроу, есть даже поговорка о "поймать дроу в Андердарке" как о практически безнадёжной затее.
Для экспедиций в эти опасные места предлагает свои услуги объединение Проводников Андердарка, включающее в себя следопытов, картографов, авторов многочисленных мемуаров о путешествиях в тёмные и мрачные пещеры, а также справочных материалов. Однако, ни один из них не знает всего Андердарка, ни даже половины - так велико это подземное царство тьмы, холода и смерти.
Мензоберранзан - самый известный из городов дроу, считается даже неофициальной столицей (фактической столицей он быть не может, потому что у дроу нет короля и королевы, нет государства, а разные города и даже благородные Дома в одном и том же городе постоянно грызутся между собой). Город был основан тёмной эльфийкой Мензоберрой Безродной (поскольку ни одного живого родственника у неё не осталось) в -3917 DR. В -3864 DR конфликт с Домом Насадра привёл к тому, что они были изгнаны из Мензоберранзана и впоследствии основали собственный город, Чед-Насад.
Мензоберранзан расположен под Серебристой Луной (Сильверимуном). Его главная достопримечательность - колонна Нарбондель в центре города, её раз в день зажигает архимаг из Сорцере, башни Академии, принадлежащей волшебникам. Она служит здесь главным источником освещения, и по тому, как высоко свет поднялся или как низко опустился по столбу, определяют время суток. Прежде эту обязанность исполнял Громф Бэнр, но после его бегства архимагом, занимающимся и студентами Сорцере, и Нарбондель, стал Тсэбрек Ксорларрин.
Первый Дом Мензоберранзана - Дом Бэнр. Его нынешняя Матрона Мать - Квентл Бэнр.
Дом Де Вир был уничтожен Домом До'Урден. Дом Облодра выступил против Первого Дома (Бэнр) в попытке совершить переворот и был показательно низвергнут в пропасть Клорифту, а его Матрона Мать, К'Йорл Одран, стала рабыней одного из обитателей Абисса, балора Эррту. Впоследствии. К'йорл была возвращена, чтобы помочь спасти Мензоберранзан от Демогоргона, и после этого её грехи отпустили - посмертно, и весь Дом Облодра получил прощение Ллос.
К'елларц'орль, что переводится как "галерея знатных Домов" - плато, отгороженное от остального Мензоберранзана лесом светящихся грибов, именно здесь расположены все особняки аристократии города.
Тир Бреш - пещера, в которой размещена Академия дроу, разделённая на три башни. Первая, Мили-Магтир, школа воинов, принимает молодых мужчин, традиционное направление для всех, кто не женщина и не имеет магического дара (или если имеет, но у Матроны на них другие планы, ведь дроу не выбирают, где учиться, сами, за них выбирает глава Дома). Сорцере - школа волшебников, до недавних пор тоже вотчина мужчин, потому что жреческая магия считается гораздо выше арканной, и это всё равно что выбрать захолустный техникум вместо престижного крупного колледжа, имея возможность поступить во второй. Лишь в последние пару десятков лет женщины перестали считать, что поступить в Сорцере зазорно для них. Наконец, Арах-Тинилит, школа, предназначенная для жриц Ллос. Её нравы жестоки, за любую провинность могут отрезать пальцы, уши или язык. Дочерей высокопоставленных Домов вылечат, остальные так и останутся калеками. Если в процессе обучения одна из молодых жриц умирает - сама виновата, раз оказалась настолько слаба и не выдержала испытаний богини.
Нарбонделлин - самый богатый район, расположенный вокруг колонны Нарбондель. Это район, где всегда можно встретить много прогуливающейся знати, к нему же примыкает городской рынок.
Донигартен - озеро, окружённое одноименным районом. Район граничит с Нарбонделлином на юге и Брейрином на западе. От него исходят три тоннеля: к Расщелине Драуков, к Фардримму и к руинам дворфийского Делзуна.
Ssamath | Сшамат - он же "Город Тёмных Переплетений". Единственный город, где мужчин больше, чем женщин, и где они занимают достойное положение. Сшамат известен тем, что здесь очень часто рождаются дроу-маги, и их волшебство превосходит силу жриц. Обычно среди жриц не популярна обычная магия, они считают таковую уделом мужчин, ведь любой с хотя бы крупицей дара может её освоить, в то время как благословенное могущество леди Ллос дано только им одним. Здесь же мужчины попросту берут количеством - неизвестно почему, но Сшамат то ли заслуживает меньше внимания Паучьей Королевы, чем другие города, то ли это какой-то её эксперимент, и женщин здесь действительно ощутимо меньше. Впрочем, учитывая жестокий матриархат, насаждаемый Ллос, этого едва хватает, чтобы мужчины были более-менее равными, и к ним прислушивались. Мужчины правят этим городом, но сделать так, как делают жрицы, убить женщину из-за малейшей оплошности или просто по причине плохого настроения, им всё ещё нельзя.
Магия, что получена через кропотливый труд и изучение, ценится здесь гораздо больше, чем врождённая.
Никакие рабы, будь то люди, наземные эльфы, свирфнеблины и дворфы, не считаются рабами в этом городе, если они обладают магическим даром. Если пленённого мага приводят сюда, по местным законам он сразу считается свободным. Им даже позволено жить здесь в качестве полноценных горожан - правда, только в одном квартале города.
В городе есть Базар Тёмных Плетений - сеть магазинчиков внутри светящихся кристаллов, их здесь сотни, и купить можно практически что угодно. Даже рабов - колдовским сжатием их безо всякого вреда для здоровья помещают в сияющие магические кубы размером с кулак и расставляют на полках, в результате чего десятки пленников могут поместиться в одном относительно небольшом помещении.
З'орр'баут - огромная колонна в центре города, ведёт от дна пещеры к выходу из пещеры, расположенному наверху. Оттуда множество навесных мостов ведут к личным особнякам знати Сшамата.
Mantol-Derith | Мантол-Дерит - своеобразный промежуточный район между поверхностью и глубинами Андердарка. Мантол-Дерит из всех городов дроу расположен ближе всего к наземному миру, известен он тем, что здесь терпимо относятся к представителям любых рас. По сути это не столько город дроу, сколько общий форпост перед опасностями и ужасами Андердарка. По широкой реке здесь можно выбраться на поверхность, если найдётся свободное место на судне, и хозяин согласится тебя взять. Именно через Мантол-Дерит шли все беженцы Андердарка, когда барьер Фаэрзресс пал, и демоны во главе с Демогоргоном и Бафометом наводнили пещеры и туннели. Мантол-Дерит славится как место свободной торговли, здесь открыто действуют агенты Зентарима, и между продавцами и покупателями действует особый пакт - никому нельзя причинять вред на этой территории, даже заклятому врагу, а те, кто пользуется гостеприимством Мантол-Дерита, обязуются не завышать цены чрезмерно.
Ched Nasad | Чед-Насад.
"В Чед-Насаде царила суматоха. Город заполняли дроу, дергары, и иногда попадались даже иллитиды. Вейлас нашел такую обстановку удушающей. Разведчик трижды убедился, что толкущихся здесь созданий намного больше, чем обычно. Доведенная до отчаяния, голодная толпа хлестала через край, толкаясь и пихаясь, чтобы проложить себе путь. Вокруг стоял оглушительный грохот и резко пахло.
Ворота, ведущие в Мензоберранир, находились в глубине Города Мерцающих Сетей, крупного центра, занимающего огромное V-образное углубление. Массив города пересекали увесистые окаменелые паутины, вспыхивавшие магическими огнями. Сотни или даже больше наслоенных друг на друга дорожек разбегались в разных направлениях, неся на себе жителей. Тысячи округленных, бесформенных образований крепко примыкали к паутинам, напоминая коконы с яйцами или оплетенную коконами добычу. Образования пробивались сквозь паутины или свисали вниз, предоставляя убежища жителям, гостям, рабам и их собственности. Сейчас это было похоже на снующую колонию муравьев, карабкающуюся по паутинам. Насколько высоко Вейлас мог видеть, улицы буквально дрожали под весом гуманоидов, спасавшихся здесь.
...
...
Наверху Фейриль остановилась на узкой улочке между торговыми рядами. Она располагалась несколькими уровнями выше той, на которой они были прежде. На главном тракте толпа была чуть менее плотной. Благодаря тусклому мерцанию призрачного света, который исходил из просветов каменной паутины и далеко освещал пространство над ним, Вейлас знал, что они по-прежнему внизу города. Чем выше отряд поднимется, тем лучше будут соседи. На верхних уровнях пещеры, где имелись обширные углубления в скальной породе, знатные дроу соорудили свои Дома, оградив их от зловония и шума простого народа. Им придется побродить по Мензоберраниру, прежде чем они доберутся до этого района.
...
...
Маг понимал, почему Чед-Насад имеет второе название. Спутанная вереница улиц, расцвеченная пурпурным, янтарно-желтым и зеленым на сотни шагов во всех направлениях, изумляла. Повсюду торговали грибами, драгоценностями или снадобьями. Фарон заметил, что хотя товары были плохого качества, некоторые горожане покупали их, и у каждого в глазах присутствовал странный отблеск."
© Томас Рейд, "Мятеж"
Также известный как Город Мерцающих Сетей, был самым красивым из городов дроу, истинным благословением Ллос. Он был известен своими высоко подвешенными паутинными улицами, чьи великолепные узоры радовали глаз и поражали воображение. Увы, но утончённая хрупкость этого города стала дополнительной причиной, по которой его так легко удалось разрушить. В период Молчания Ллос жрица Квентл Бэнр вместе с группой мужчин-сопровождающих явилась в этот город за информацией, что случилось с богиней. В процессе она вызвала гнев местных Матрон Матерей, и те призвали хранителей города - заколдованных гигантских пауков-конструктов. Увы, но то ли из-за отсутствия Ллос, то ли из-за того, что в последний раз их использовали слишком давно - Матроны не смогли управлять ими же призванными чудовищами, и те разрушили Чед-Насад, пока многочисленные бунтующие рабы, сообразившие, что без силы богини жрицам нечего им противопоставить, бушевали на улицах и площадях.
Чед-Насад был известен многообразием живущих там рас, и возможностью им всем поклоняться Паучьей Королеве. Хотя жрицами по-прежнему становились только женщины-дроу, паствой её могли быть орки, читаны, чолдриты и даже полукровки.
Как и все города дроу из тех, что поклоняются Паучьей Королеве, Чед-Насадом управлял Совет двенадцати Верховных Матерей - Насадра, Д'Дгтту, Меларн, Аувриндар, Майлилль, Алеанрахель, Клэддат, Рилинт, Мэрре, Зинар, Усстил, Хлаунт. Однако, его тайными правителями были Джезред Чаулссин (Jaezred Chaulssin, также возможны варианты Джазред Чаулссин и Джезред Чолссин). Лидер Джезред Чаулссин - Нимор Имфраезл. Нынешняя судьба Джезред Чаулссин под вопросом - в отличие от Брэган Д'Эрт, они не выходят на поверхность, либо об этом неизвестно, а в Андердарке их деятельность окутана глубочайшей тайной.
T'lindeth | Т'линдет - город, расположенный в южном Дамбрате. Один из довольно типичных городов дроу, где власть имеет жречество Ллос. Помимо Ллос, здесь также в почёте богиня Ловиатар, и её культ единственный не изгоняют из города. Из-за того, что здесь есть поклонники Ловиатар из недроу, в городе достаточно много полудроу, и женщин-полукровок допускают к служению как Ловиатар, так и Ллос.
Daion Gennivaltz | Дайон Геннивальц - не самый известный город, почти никогда не участвующий в глобальных событиях. По крайней мере, в нём когда-то существовала своя семья дроу-псиоников, как в Мензоберранзане - Дом Облодра. В отличие от Облодра, судьба этого Дома неизвестна. Дайон Геннивальц вхолодит в число городов, где поклоняются Ллос.
Sschindylryn | Сшиндирлин - бывший город куо-тоа, заброшенный и впоследствии заселённый дроу, насадившими на руинах собственную культуру и архитектуру. Находится под лесом Кормира, на берегу озера Талмир. Ныне это торговый город, где приветствуются наземные жители, один из самых терпимых к недроу. Здесь даже есть освещение для тех, кто приходит с поверхности.
Eryndlyn | Эриндлин - город, в котором истребили храмы Ллос и её жриц, и поклоняются Ваэрону и Гонадору (Тому, Кто Крадётся), богу-покровителю слизней. Последователи двух оставшихся богов постоянно соперничают между собой. Дроу остаются дроу - пусть и не во имя Паучьей Королевы, но они продолжают междоусобную резню.
Llurth Dreier | Ллурт Дрейр - проклятый город дроу, расположенный в группе обширных пещер, выточенных огромным подводным озером, воды которого затем ушли, оставив достаточно территории для заселения. Дроу Ллурта Дрейра когда-то прогневали Ллос, и она отвернулась от них. В полном отчаянии дроу обратились ко множеству других богов Тёмного Селдарина, таких как Ваэрон, Киарансали (тогда ещё живая) и Эйлистри (тогда ещё входившая в Тёмный, а не Светлый Селдарин). Однако, выход из пропасти Древней Мерзости, известной как Гонадор, Тот-Кто-Крадётся, быстро изменил религиозные предпочтения дрейровцев. Если бы они не присягнули ему, то были бы, вероятнее всего, убиты, а, точнее, поглощены Гонадором либо трансформированы в угодных ему омерзительных существ. До сих пор в нём живёт более 50 000 дроу и сотни тысяч бесправных рабов, за которых дерётся местная знать - в основном потому, что именно рабы чаще всего идут как кровавое подношение Гонадору. Архитектура Ллурта Дрейра полностью чёрная и состоит из башенных сооружений, разбросанных по пещерам без единой видимой связи. Сами по себе эти дроу не представляют из себя ничего значимого, и их не захватили или не уничтожили много веков назад лишь потому, что город расположен в очень неудобной и невыгодной области Андердарка, и, кроме того, никто не хочет связываться с Гонадором, если тот решит защитить своих последователей.
Рилаувен - маленький и относительно небольшой город дроу, основной религией которого является Ваэрон, Господин в Маске. Территориально он расположен под землёй, вблизи от Невервинтера. Городом управляют представители магической академии, школы воинов, крупнейших городских торговцев и самых старых Домов. Архимаг Рилаувена и по совместительству жрец Ваэрона, Малавон Деспана, является правителем города. Вера в Ллос осталась, но чистые клерики Королевы Пауков здесь в меньшинстве, хотя немало женщин-жриц совмещают поклонение Ллос и Ваэрону. Удивительно, как им это удаётся, ведь эти боги находятся в вечном конфликте, несмотря на то, что являются матерью и сыном.
Lith My'athar | Лит Май'атар - город, которым правил Дом Ма'Вир. Единственный из северных городов дроу, что остался непокорённым нашествием армии Валшаресс. В настоящее время городом управляют последователи Эйлистри во главе с Провидицей.
Ust Natha | Уст-Ната - город дроу, расположенный в северо-западном Тетире, в Старом Шанатаре. Город регулярно служит местом боёв дроу и наземных эльфов из Сулданесселлара за территорию. Это своеобразный форпост дроу под самой поверхностью. Невдалеке от Уст Натхи расположено логово серебряной драконицы, но дроу не могут войти и разобраться с ней из-за сплошного магического барьера, охраняющего дорогу к ней. Кроме того, в самом Андердарке рядом с городом расположены поселения куо-тоа, иллитидов и бехолдеров. Есть и узкий проход в длинный туннель, ведущий к Городу Пещер, поселению сахуагинов.
Город в основном состоит из платформ, расположенных на некотором расстоянии от дна пещеры, поддерживаемых сталагмитами. Почти все платформы - на одном уровне. В городе есть гильдии для мужчин и женщин дроу, как бойцов, так и магов. В восточной части Уст Натхи стоит огромный храм Ллос, чья религия здесь доминирующая.
Уст Натха известен тем, что у его обитателей есть союзный договор с гитиянки и аболетами.
Ведущий Дом этого города - Деспана.
Yatchol | Ятчол - пещера, место обитания хитинов (помесь дроу и паука). Они были созданы дроу Чед-Насада в попытке создать идеальную расу рабов, но оказались слишком неуправляемы. Они были изгнаны в Андердарк и в итоге облюбовали это место.
Looblishar | Лубли-Шар, или Город Долгожданной Тьмы - город куо-тоа, жители которого отвернулись от Блибдулпулп ради поклонения Шар. Городок небольшой и полностью скрыт тьмой, сквозь которую невозможно увидеть вовсе ничего, если у гостя нет темновидения, Слепого Видения или иных органов восприятия, заменяющих зрение. Любые естественные источники света, такие как кристаллы и фосфоресцирующие грибы, здесь полностью истреблены.
Лубли-Шар разделён на два уровня. Верхний состоит из глиняных домов, распоженных на вершинах утёсов, что возвышаются из вод глубокого озера. Нижний - сеть пещер, на уровне воды и ниже. У куо-тоа, живущих здесь, есть колодцы пресной воды, единственные на много миль вокруг, поэтому путешественники часто заходят сюда и просят позволения воспользоваться этими колодцами. Также город построен вокруг связки из четырнадцати порталов, ведущих в наземный мир, разбросанных по всему Фаэруну. Хотя может показаться, что город основали сами куо-тоа, это не так - когда они присягнули Шар, она привела их сюда.
Блингденстоун, он же Город Говорящих Камней, расположен в сравнительной близости от Мензоберранзана, что очень часто негативно влияет на его жителей. Они находятся в постоянной опасности нападения дроу. То и дело разведывательные отряды свирфов Блингденстоуна погибают от клинков и заклинаний дроу либо становятся их пленниками, а, значит, рабами. Тем не менее, покинуть Блингденстоун свирфы отказываются. Помимо того, что им жаль бросать родной город, в который они вложили столько сил - они считают важным наблюдать за деятельностью дроу на самом маленьком из относительно безопасных расстояний от них, и сообщать другим расам, если те замышляют недоброе. Правда, иногда свирфы не решаются влезать в слишком крупные конфликты и подобру-поздорову держатся в стороне.
В основании Блингденстоуна лежит пророческий круг камней, свирфы специально выбрали это место, чтобы строить город над ним и вокруг него. Эти камни питают их силой, служат источником особой магии сфирфов, а также порой посылают видения будущего жрецам.
Блиндгенстоун - это запутанный лабиринт, он расположен в сети пещер и очень хорошо защищён - вход защищают массивные ворота, и эти ворота тщательно охраняются хорошо вооружёнными и самыми опытными бойцами свирфов.
Свирфы склонны к скрытности и стремятся строить здания в городе так, чтобы их можно было не сразу отличить от ландшафта вокруг. Поэтому часто трудно понять, какая область города популярна, а какая - лишь окраины и закоулки. При этом дома свирфов сделаны на совесть - добротными и крепкими.
В 1371 DR Первая Матрона Мать Мензоберранзана, Триль Бэнр, обрушила на Блингденстоун огромную орду демонов, и город был стёрт, а его жители - вынуждены бежать. Долгое время Блингденстоун был заброшен, но к настоящему времени он отстроен заново, лучше прежнего.